Мониторинги

Постсоветская Евразия: взгляд с Запада (31.05. – 14.06.2019)
Всеволод Шимов, к.полит.н., доцент кафедры политологии Белорусского государственного университетаГлавными темами западной аналитики в рассматриваемый период стали политический кризис в Молдове, перспективы политической и социокультурной трансформации Беларуси, кризис в отношениях Украины и Грузии. В фокусе внимания остаются взаимоотношения России и Запада.
Россия и Европа: вместе и врозь
Сергей Уткин пишет об исторических закономерностях развития отношений России и Европы. По его мнению, специфика взаимоотношений определяется тем, что Россия исторически связана с Европой, находится под ее культурным влиянием и остается вне «политической Европы».
Решения о будущем Европы принимаются в ЕС и НАТО, куда Россия не имеет доступа. Расширение структур на Восток воспринимается на Западе как прогресс в области соблюдения прав человека и развития демократии. Россия понимает, что теряет своего политического влияния, а также угрозу собственной стабильности и безопасности.
Автор полагает, что отношения России и Европы имеют серьезный потенциал для сотрудничестваДля этого необходимо отказаться от упрощенных, конфликтогенных пропагандистских клише, а НАТО и ЕС следует учитывать российскую перспективу в своем видении прогресса.
По мнению С. Уткина, негатив в российско-европейских отношениях искусственно преувеличен, Россия не собирается разрывать отношения с Западом, а предложение В. Путина о «Большом Евразийском партнерстве» могло бы способствовать развитию сотрудничества между ЕС и Россией.
«Доктрина Примакова»
Юджин Румер анализирует «доктрину Примакова», которая лежит в основе внешней политики России и связана с именем бывшего министра иностранных дел России Е. Примакова.
Ю. Румер полагает, что «доктрина Герасимова», обосновывающая необходимость использования Кремлем методов «гибридной войны», стала инструментом реализации «доктрины Примакова».
«Доктрина Примакова», по мнению автора , утверждает неприемлемость для России однополярного мирового порядка, возглавляемого СШАРоссия должна стремиться к многополярному миру, управляемому крупными державами, которые могут уравновесить влияние США и выступать против расширения НАТО. России необходимо настаивать на своем первенстве на постсоветском пространстве и вести интеграцию в регионе.
Ядерное оружие – это основа национальной безопасности России и гарант ее внешнеполитической значимости. Однако для решения внешнеполитических задач используются «гибридные» методы, снижающие риски и издержки прямого использования военной силы.


Эксперт полагает, что ключевой вопрос для Кремля состоит в том, стоит ли стремиться к расширению возможностей и идти на дополнительные риски для достижения амбициозных устремлений или продолжать следовать доктрине и практике расчета рисков и выгод курса.
Ю. Румер не исключает, что новые поколения российских политиков, игнорирующие советский опыт ради достижения глобальных целей, могут быть склонны к рискованным действием под впечатлением от успехов в Крыму и Сирии.
Россия – Германия: новая нормализация?
Томас Франке анализирует договоренности об активизации экономического сотрудничества между Россией и Германией, достигнутые в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Он отмечает, что это первое соглашение с момента введения экономических санкций против России в 2014 года.
Автор признает, что интересы немецкого бизнеса, работающего в России, входили в противоречие с санкциямиСейчас наблюдается ослабление политической воли к соблюдению европейских норм прав человека и демократии, а также к отказу от «агрессии» на Украине.
Тем не менее говорить о полноценном восстановлении доверия рано. Российское правительство, по убеждению автора, занимается кибершпионажем и хакерскими взломами и проводит в Европе спецоперации по отравлению Сергея и Юлии Скрипалей.

Источник: https://mpr-tver.ru/upload/resize_cache/iblock/096/1800_1600_0/deutsch_russische_festtage_2012_1.jpg
Железнодорожный коридор Китай – Европа в обход России
Пол Гобл считает, что развитие железнодорожного сообщения Китай –Европа через Центральную Азию, Закавказье и Украину может стать альтернативой маршруту через территорию России. Маршрут подрывает перспективы России в качестве страны–транзитера.
По мнению П. Гобла, такому развитию событий благоприятствует ухудшающееся состояние российских железных дорог и связанные с этим низкие скорости, а также необходимость перевалки грузов из-за разницы в ширине железнодорожной колеи (правда, при этом автор забывает упомянуть, что все бывшие республики СССР имеют общую ширину железнодорожной колеи, которая отличается от европейской и китайской, что не избавит от необходимости перевалки даже в случае отказа от российского транзита).
П. Гобл отмечает заинтересованность Китая в развитии альтернативных маршрутов и масштаб китайских инвестиций в железнодорожную инфраструктуру стран Центральной Азии и Закавказья.
Эксперт полагает, что в перспективе это может привести к объединению государств Центральной Азии в единый региональный блок.
Кроме того, общие инфраструктурные проекты, по мнению П. Гобла, будут благоприятствовать возрождению блока ГУУАМ (объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы) и подрывать позиции Евразийского союза под эгидой Москвы.
Белорусский парадокс
В докладе Финского института международных отношений обсуждаются процессы социокультурной трансформации Беларуси и перспективы транзита власти.
По мнению авторов Аркадия Мошеса и Григория Нижникова, белорусское общество быстро меняется. Беларусь напоминает своих восточноевропейских соседей и не соответствует стереотипу «осколка СССР». Признаками этого авторы считают снижение доли государственного сектора в экономике, развитие гражданского общества, возрождение национальной культуры (в частности, по мнению авторов, в моду входит белорусский язык).
Вместе с тем в докладе отмечается, что старая командная и репрессивная модель управления не демонстрирует признаков изменений, а президент А. Лукашенко «застрял в прошлом».
Отчуждение власти и общества, по мнению авторов, формирует основное противоречие политической жизни БеларусиЭто делает предстоящий транзит власти в стране рискованным и непредсказуемым и может угрожать Беларуси потерей суверенитета.
Основная цель политики Запада в отношении Беларуси, по мнению авторов, должна заключаться в том, чтобы подтолкнуть режим в направлении рыночных реформ, политической либерализации, создания независимой идентичности, что будет способствовать укреплению суверенитета страны.
Грузия не признает автокефалию украинской церкви
По мнению Андреаса Умланда и Тамара Чапидзе, нерешительность церковной иерархии Грузии в признании новой украинской поместной православной церкви может существенно осложнить отношения между двумя странами.
Авторы отмечают, что Украина и Грузия в последнее время были особенно близки друг другу, что обусловлено их решительным прозападным курсом и противостоянием с Россией.
Однако церковный вопрос грозит испортить украинско-грузинские отношенияАвторы полагают, что причина нерешительности грузинских иерархов в вопросе признания Православной церкви Украины (ПЦУ) – боязнь, что в ответ на признание ПЦУ, Московский патриархат санкционирует признание автокефалии Абхазской церкви.
Авторы упрекают грузинские церковные власти за подобную нерешительность. По мнению А. Умланда и Т. Чапидзе, единство русского и украинского православия можно было сохранить, если бы Русская православная церковь (РПЦ) осудила «агрессию» Москвы против Украины. Однако этого не произошло, и автокефалия украинской церкви стала единственным выходом.
По мнению авторов, поддержка такой древней и авторитетной церкви, как грузинская, важна для Украины, а основные виновники церковных расколов на постсоветском пространстве – это руководство России и РПЦ.
Политический кризис в Молдове
Камил Калус отмечает, что в нынешних обстоятельствах коалиция ACUM и Социалистической партии получает поддержку основных заинтересованных внешнеполитических игроков – ЕС, США и России. ЕС и США видят в блоке «ACUM» альтернативу коррумпированному режиму олигарха В. Плахотнюка, стоящего за Демократической партией, в то время как Москва рассчитывает на укрепление пророссийской Социалистической партии и И. Додона.
Кроме того, России не нравится сотрудничество В. Плахотнюка с властями Приднестровья, что угрожает влиянию Кремля в этом сепаратистском регионе. Нынешний кризис обусловлен борьбой В. Плахотнюка за сохранение своего политического влияния и экономических активов.
К. Калус полагает, что олигарх не пойдет на применение силы, учитывая его крайне низкий уровень поддержки в молдавском обществе. Что касается коалиции ACUM и социалистов, то она носит временный и ситуативный характер и вряд ли просуществует долго.


Д. Минзарари полагает, что Россия обязательно использует технологию вмешательства в выборы для укрепления позиций своих протеже и установления контроля над Молдовой.
Поэтому необходима консолидированная поддержка со стороны ЕС и США.
Кроме того, в стране сохраняется угроза перерастания кризиса в гражданский конфликт, поэтому проевропейские партии должны убедить демократов и В. Плахотнюка в необходимости скорейшего мирного трансфера власти.