Мониторинги

Постсоветская Евразия: взгляд с Запада (14.12. – 27.12.2018)
Всеволод Шимов, к.п.н., доцент кафедры политологии Белорусского государственного университетаВ рассматриваемый период в фокусе внимания западных экспертов оставались отношения России с ведущими мировыми игроками – США и Китаем. В Европе продолжается дискуссия вокруг газопровода «Северный поток – 2». Не остались без внимания западных наблюдателей российско-белорусские отношения. По-прежнему вызывают интерес результаты парламентских выборов в Армении и ситуация в Закавказье в целом.
Российско-американские отношения
В рассматриваемый период появился ряд публикаций, посвященных отношениям России и США.
В статье «Перезагрузка, которой не было» Роберт Гамильтон анализирует историю российско-американских отношений со времени распада СССР. Р. Гамильтон отмечает, что отношения двух стран за это время пережили ряд «перезагрузок» при Б. Клинтоне, Дж. Буше-младшем и Б. Обаме и связывает это с общей цикличностью, в которой развиваются отношения двух стран. Каждый такой цикл включает этапы эйфории, прагматизма, разочарования, кризиса и перезагрузки.


а также призывает страны ЕС отказаться от совместных с Россией экономических проектов. Источник: svoboda.org
По мнению Р. Гамильтона, при Д. Трампе «перезагрузка» российско-американских отношений невозможна, и личные отношения между двумя президентами здесь не играют никакой роли.В отличие от спокойного тона статьи Р. Гамильтона, статья Майкла Карпентера «Как заставить санкции против России работать» полна дежурных обвинений в «агрессии против Украины», «поддержке диктаторского режима Б. Асада», «вмешательстве в американские выборы». По мнению М. Карпентера, санкции против России неэффективны и практически не влияют на внешнеполитический курс Кремля, о чем свидетельствует и недавнее «немотивированное нападение на украинские военные корабли» в Керченском проливе. Автор называет западный подход к антироссийским санкциям шизофреничным, отмечая, что многие страны, поддерживающие санкции, одновременно участвуют в совместных с Россией экономических проектах.
По мнению М. Карпентера, санкции против России носят символический характер, не нанося ей существенного экономического урона.Он предлагает более комплексное и жесткое экономическое давление по примеру санкций против Ирана 2012-2015 гг., а также призывает страны ЕС отказаться от совместных с Россией экономических проектов, таких как «Северный поток – 2», которые, по мнению М. Карпентера, повышают зависимость от России и поощряют ее «агрессивное поведение».
Россия – Китай
Статья Грэма Аллисона «Россия и Китай: становление стратегического альянса» анализирует российско-китайские отношения с точки зрения национальных интересов США. Автор полагает, что стратегический альянс Москвы и Пекина, имеющий как военно-политическое, так и экономическое измерение, становится долгосрочной реальностью, которую должны учитывать американские эксперты.
При этом Г. Аллисон считает, что США сами во многом виноваты в подобном положении.
Политика Запада в отношении Москвы сформировала у российского руководства комплекс недоверия и обиды и подтолкнула его к сближению с Китаем.Автор отмечает, что хотя российские элиты по-прежнему ориентированы на Запад, политика США и ЕС не оставляет им альтернативы сближению с Китаем. Китай эффективно использует противоречия между Россией и Западом для укрепления своего положения в Евразии. По мнению Г. Аллисона, в долгосрочной перспективе возвышение Китая не несет России ничего хорошего, и ей уготована роль подчиненного, ведомого союзника.
«Северный поток – 2»
В Европе продолжаются дискуссии вокруг «Северного потока – 2». Европейский совет по международным отношениям опубликовал довольно полярную подборку мнений экспертов по этому вопросу. Кадри Лиик и Джозеф Дженнинг делают акцент на экономической составляющей проекта и считают, что он не приведет к избыточной зависимости ЕС от российского газа и не угрожает европейской политике диверсификации источников энергии. Нику Попеску и Пётр Бурас, наоборот, отмечают политические риски и полагают, что основными выгодополучателями проекта окажутся немецкие и российские энергетические компании – в ущерб интересам ЕС в целом.


при этом добиваясь со стороны России экономических уступок. Источник: kremlin.ru
Польский Институт восточных исследований комментирует последние события в российско-белорусских отношениях. По мнению польских наблюдателей, заявления российских властей, в т.ч. премьер-министра Д. Медведева, о необходимости углубления интеграции между Беларусью и Россией носят ультимативный характер и представляют собой элемент дипломатического наступления России на Беларусь.
Польские эксперты полагают, что цель России в установлении более полного военно-политического и экономического контроля над Беларусью.Это продемонстрирует силу и влияние России в глазах внешних наблюдателей, а также замаскирует неудачи России на постсоветском пространстве: провал политики «покорения Украины» и торможение интеграции в рамках ЕАЭС. Кроме того, как считают польские авторы, усиление давления на Беларусь может рассматриваться как ответ на укрепление восточного фланга НАТО. Что касается Минска, то, по мнению авторов комментария, она оказалась в сложном положении. С одной стороны, Беларусь зависит от российской экономической поддержки, отказ от которой чреват распадом экономики; а с другой, Беларусь не заинтересована в дальнейшем углублении интеграции с Россией, поскольку это грозит потерей суверенитета. Авторы комментария полагают, что Минск и далее будет пытаться тормозить реализацию интеграционных договоренностей, при этом добиваясь со стороны России экономических уступок.
Беларусь и Азербайджан
Ильгар Гурбанов комментирует белорусско-азербайджанское военно-политическое сотрудничество, а также конфликт между Беларусью и Арменией, возникший в рамках ОДКБ. Выражая азербайджанскую точку зрения, И. Гурбанов полагает, что Азербайджан, не будучи членом ОДКБ, преуспел в выстраивании двусторонних отношений с членами альянса, которые ценят взаимовыгодное сотрудничество с Баку и уклоняются от поддержки Армении в нагорно-карабахском конфликте.
И. Гурбанов указывает на то, что ОДКБ не требует от своих членов поддержки «незаконных акций» своих союзников (которой, по его мнению, является «оккупация» Нагорного Карабаха). Эти факторы, по словам И. Гурбанова, в конечном счете и спровоцировали публичную пикировку между Минском и Ереваном, а также вызвали заминку с выбором кандидата на пост председателя ОДКБ. Как полагает эксперт, любые попытки Еревана привлечь ОДКБ к поддержке Армении в конфликте с Азербайджаном будут безуспешными благодаря позитивным отношениям Баку с Москвой, Минском и Астаной.


и неизбежным военным альянсом с Россией. Источник: Sputnik Грузия
Западные эксперты продолжают подводить итоги досрочных парламентских выборов в Армении. Этой теме посвящена статья Бартоломея Кшиштана. По его мнению, с настоящими вызовами правительство Никола Пашиняна столкнется только теперь, когда, получив парламентское большинство, оно сможет приступить к реализации программы реформ.
Б. Кшиштан отмечает угрозу монополизации власти Н. Пашиняном и его сторонниками.Необходимость проведения болезненных и непопулярных реформ, способных негативно сказаться на популярности Н. Пашиняна, также отмечается как фактор риска. Во внешней политике, по мнению Б. Кшиштана, Армении придется искать баланс между «прозападным демократическим курсом» и неизбежным военным альянсом с Россией. В отношении карабахского конфликта Б. Кшиштан также ожидает определенных подвижек и при этом полагает, что в этом вопросе Н. Пашиняну может помочь «мандат доверия» со стороны Запада.
Закавказье: не только российское соседство
Статья Томаса де Ваала с таким заголовком подводит итоги 2018 года для стран Закавказья. По мнению эксперта, долгосрочная тенденция развития региона связана с постепенным снижением влияния России (сокращение использования русского языка, влияния российского телевидения и т.п.), поэтому Закавказье теперь не только «российское соседство», но самостоятельный регион, в котором имеют интересы и другие игроки (Иран, Турция, ЕС, США). Ослабление российского влияния, по мнению Т. де Ваала, проявилось и в том, что Россия оказалась не в состоянии противодействовать «бархатной революции» в Армении, наиболее экономически и политически зависимой от Москвы стране, и приходу к власти Н. Пашиняна – представителя первого «несоветского» поколения в политике региона. Единственными зонами сохраняющегося российского доминирования остаются непризнанные республики – Южная Осетия и Абхазия.