Мониторинги

Постсоветская Евразия: взгляд с Востока (26.06 - 09.07.2017)
Николай Мухин, магистр востоковедения
В прошедшие две недели с официальными визитами Москву посетили два азиатских лидера - Президент Вьетнама Чан Дай Куанг и лидер КНР Си Цзиньпин. Причем первый приехал в Москву после поездки в Беларусь. В данном выпуске обзора речь пойдет о тех тенденциях, которые намечаются в дипломатии России в отношении к азиатским странам, а также о роли ЕАЭС в торговых отношениях с Вьетнамом.
Азиатский младший брат
28 июня в преддверии визита Си Цзиньпина Президент Социалистической Республики Вьетнам Чан Дай Куанг прибыл в Москву. Китайская редакция «Голоса Америки» написала о результатах встречи Чана с Владимиром Путиным, осветив дипломатическое, экономическое и военное сотрудничество.
Одной из важнейших тем на повестке дня стало Южно-Китайское море. В совместном заявлении, принятом главами государств по итогам встречи, стороны выступили за скорейшее принятие Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море, а также о необходимости обеспечивать свободу навигации в этом регионе. Однако автор материала отмечает, что Россия не будет поддерживать ни одну из сторон в территориальном диспуте вокруг Южно-Китайского моря. Ссылаясь на ведущего научного сотрудника Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН Григория Локшина, «Голос Америки» сообщает, что хоть китайские СМИ неоднократно писали о том, что Россия поддерживает Китай по вопросу Южно-Китайского моря, Кремль никогда об этом не заявлял официально. Россия ранее выступала за решение диспута в соответствии с морской конвенцией ООН, принятой в 1982 году, чем вызвала одобрение Вьетнама и других стран АСЕАН.

Китай и Вьетнам - крупнейшие закупщики российского вооружения. На этой встрече Чан Дай Куанг договорился с В. Путиным об углублении военно-технического сотрудничества. Кроме того, Россия намеревается продавать Вьетнаму сжиженный газ, способствовать строительству метро и железных дорог, а также развитию промышленной инфраструктуры и автомобилестроения. Хоть Ханой и отложил строительство АЭС с российским участием на своей территории, Москва по-прежнему планирует сотрудничать с Вьетнамом в области создания крупного ядерного энергетического научно-исследовательского центра, чтобы не отдалять от себя вьетнамский рынок.
Однако, как отмечает «Голос Америки», несмотря на то что Россия пытается диверсифицировать свои контакты в Азии и не полагаться в регионе на один Китай, показатели экономического сотрудничества с Вьетнамом пока ещё незначительны и не могут сравниться с такими партнёрами, как Китай, США, Япония и Южная Корея. Тем не менее В. Путин договорился с вьетнамским лидером поднять объемы торговли до 10 млрд долл. к 2020 году.
Что касается евразийской интеграции, на этом направлении наблюдается положительная тенденция: Министерство коммерции КНР со ссылкой на ЕЭК отмечает, что за семь месяцев после запуска ЗСТ ЕАЭС с Вьетнамом объем торговли вырос на 28%.
Позитивная интеграция: ЕАЭС увеличила экспорт во Вьетнам на 22,4%, экспорт в обратную сторону вырос на 41%.По сообщению китайской версии Vietnam Plus, 30 июня в Москве прошла встреча представителей Вьетнама и членов ЕАЭС, на которой обсудили торговлю в рамках ЗСТ, а также необходимость гармонизации и унификации стандартов карантина и правил происхождения товаров.
До визита в Россию Чан Дай Куанг посетил с визитом и Минск, где он встретился с Президентом Беларуси Александром Лукашенко. В азиатских СМИ это событие освещалось менее подробно, чем визит в Москву. По сообщению Vietnam plus, подписанные Соглашение о ЗСТ ЕАЭС и Вьетнама, а также Протокол правительств Беларуси и Вьетнама о поддержке производства моторных транспортных средств расширили объемы сотрудничества двух стран в сферах торговли и инвестиций. Между двумя сторонами действует крупный инвестиционный проект: недалеко от Ханоя строится завод «МАЗ», в который инвестирует вьетнамская AuViet Industry. Помимо этого, страны надеятся расширить сельскохозяйственное сотрудничество. В целом за счет ЗСТ с ЕАЭС Беларусь и Вьетнам надеются повысить объем торговли со 100 до 500 млн долл.
Россия и Китай на историческом пике
По сравнению с визитом Си Цзиньпина в столицу Казахстана, визит Председателя КНР в Москву китайские СМИ освещали менее помпезно: визит освещался в рамках турне Си в Россию, Германию и на саммит «Группы двадцати». Возможно, это связано с тем, что встречи Си Цзиньпина и В. Путина стали обычным делом. Как отмечает китайское финансовое издание, за последние четыре года лидеры встречались уже более двадцати раз. Даже на специальной странице Агентства Синьхуа, посвященной этому турне, фотографию российского Президента можно найти с большим трудом. Вместо этого в глаза бросается крупная фотография Си Цзиньпина с Дональдом Трампом.

На первой странице зарубежной версии «Жэньминь Жибао» от 4 июля 2017 года была опубликована заметка Заместителя директора Китайского института международных проблем (КИМП) Юань Цзунцзэ, посвященная визиту Си Цзиньпина в Россию и Германию. По его мнению, официальные визиты в эти страны и участие в саммите Группы двадцати не только укрепят отношения с этими странами, но и сыграют положительную роль в усовершенствовании механизмов глобального управления, стимулировании экономического роста во всем мире на фоне запутанной международной обстановки. По мнению Юаня, Россия и Китай - две державы, играющие решающие роли на внешнеполитической арене, а отношения этих стран находятся в своем историческом пике.
Китайский эксперт Юань: кроме стратегического взаимодействия страны разделяют ряд общих целей и в разных ситуациях успешно дополняют друг друга.По итогам встречи Си Цзиньпина и В. Путина в Москве «Жэньминь Жибао» взяла интервью у Директора департамента Евразии КИМП Чэнь Баожун. В нем Чэнь поясняет, какой смысл скрывается за формулировкой «высокий уровень двусторонних отношений между странами». Во-первых, государства решили приграничные территориальные споры и сформировали доверительные и крепкие стратегические отношения. Во-вторых, сторонам удалось организовать эффективный механизм рабочих встреч на всех уровнях: на уровне глав государств, премьер-министров, министерств и проч. В-третьих, изо дня в день укрепляется материальная база двустороннего сотрудничества. Обе стороны рассматривают развитие своего соседа как возможность и для собственного процветания. В-четвертых, между народами двух стран растёт взаимопонимание, и множится объём гуманитарных контактов. В 2016 году без визы в России побывали около 670 тыс. китайских туристов, и всё больше россиян воспринимают Китай как одного из главных союзников своей страны. В-пятых, страны поддерживают тесное сотрудничество на международной арене, осуществляя взаимодействие по глобальным и региональным вопросам в рамках международных организаций.
В своём интервью Чэнь Баожун даёт оценку экономическому сотрудничеству России и Китая. За первое полугодие 2017 года торговля между странами выросла на 30%. По прогнозам, объем торговли вырастет до 80 млрд долл. на конец года. По мнению Чэнь, такой стремительный рост связан в первую очередь с постепенным выходом российской экономики из кризиса, вызванного падением цен на энергоносители и санкциями Запада. По её словам, на конец 2016 года сумма китайских нефинансовых инвестиций в Россию превысила 14 млрд долл., а Китай стал четвертым из крупнейших источников инвестиций в Россию.
Россия и Китай намереваются вывести показатель взаимной торговли до 200 млрд долл. к 2020 году.Кроме официальных китайских СМИ, о встрече Си Цзиньпина и В. Путина написала гонконгская South China Morning Post. Из всей программы визита SCMP заинтересовали только заявления двух лидеров по вопросу Северной Кореи. Также японская Nikkei Asia Review обратила внимание лишь на соглашение между странами о создании Российско-китайского фонда инвестиционного сотрудничества в юанях с совместным бюджетом в 68 млрд юаней (10 млрд долл.). Этот фонд будет инвестировать проекты в рамках сопряжения «Пояса и пути» и ЕАЭС.
Китаеязычное издание «Довэй Синьвэнь» с главным офисом в Нью-Йорке назвало встречу В. Путина и Си Цзиньпина «сверкой часов перед боем». Ссылаясь на российские СМИ и экспертное сообщество, «Довэй» уверенно отмечает, что по большинству глобальных проблем России и Китаю удалось достигнуть консенсуса. Си Цзиньпин посетил Москву как раз накануне саммита Группы двадцати, где собирался в очередной раз предложить миру свою повестку по глобальному экономическому развитию. И в этом вопросе Пекин, по мнению авторов публикации, учитывает мнение Москвы.